|
Эта история начиналась жарким олимпийским летом 80-го в Уфе, столице
Башкирии, небольшой республики на полпути между Поволжьем и Уралом,
когда Юрий Шевчук, 23-летний дипломированный художник, гитарист-самоучка
и начинающий поэт, заглянул в соседний дом культуры, где четверо
молодых людей пили пиво и играли песни любимых западных групп. Шевчук
заглянул на минутку, а остался, как оказалось, навсегда. Так на
свет появилась группа ДДТ, ядовитое имя которой долгие годы отравляло
жизнь тем, кто семьдесят лет решал, какие песни петь и какие книги
читать народам тогдашнего СССР.
В
последующие годы ДДТ не раз меняла состав и местожительства: неизменными
оставались лишь две вещи: личность автора всех песен группы Юрия
Шевчука и его творческое кредо. На протяжении этих лет Шевчук зарекомендовал
себя не только как автор множества ставших хитами песен, но и как
человек, всегда готовый заявить о своей гражданской позиции. Еще
на заре своей истории ДДТ начала задавать острые и порой весьма
болезненные для истории нашей страны вопросы, будь то агрессия в
Афганистане, диктат продажной бюрократии или бедственное положение
культуры на задворках "Великой Империи"… Едва ли не самой
важной для Шевчука всегда оставалась тема нравственного выбора между
конформизмом и совестью.
В 1982, полулегально, на местном телевидении, ДДТ сделала свою
первую запись, альбом "Свинья на радуге", который разошелся
по стране и сделал имя группы известным далеко за пределами Башкирии.
Весной того же года ДДТ приняла участие в конкурсе "Золотой
Камертон", который проводила "Комсомольская Правда",
и стала его лауреатом, однако, это не помогло группе легализоваться.
Желание донести свою музыку до слушателей заставили лидеров ДДТ
Шевчука и Сигачева переехать в Череповец, где работала знакомая
им по конкурсу группа РОК-СЕНТЯБРЬ. С ее участниками в роли сессионных
музыкантов был записан второй альбом ДДТ "Компромисс"
(1983).
В мае 1983 группа с успехом выступила на стадионе "Лужники"
в Москве, на официально санкционированном трехдневном фестивале
"Рок за мир", однако, ее выступление было вырезано из
посвященной событию телепрограммы.
На
следующий год в Уфе был записан альбом "Периферия", после
чего Шевчук подвергся жестким преследованиям со стороны местной
администрации и КГБ (одна из местных газет заклеймила его как "агента
Ватикана!") и был вынужден покинуть дом. Он переезжал последовательно
в Свердловск, Москву (где за три дня, с помощью уфимских музыкантов,
записал свой следующий альбом "Время") и, наконец, в Петербург
(тогда Ленинград).
В канун Нового 1987 года в Ленинграде сложился костяк современного
состава ДДТ, Андрей Васильев (гитара, вокал), Вадим Курылев (бас,
вокал) и Игорь Доценко (барабаны), который дебютировал 23 января
в Рок-клубе, на концерте памяти легендарной питерской группы 70-х
"Россияне". Чуть позже к ним присоединился гитарист/скрипач
Никита Зайцев, герой местрого рок-н-рола и бывший участник "Санкт-Петербурга",
еще одного культового имени начала 70-х.
Весной 1987 г. ДДТ представила свою программу аудитории V Ленинградского
Рок- Фестиваля и стала его главным открытием. Позднее в том же году
ДДТ с триумфом выступила на Всесоюзных Рок-фестивалях в подмосковных
Черноголовке и Подольске в составе, который усилил клавишник "Зоопарка"
Андрей Муратов.
В
сентябре 1988 в рядах группы появился знаменитый джазовый саксофонист
Михаил Чернов, игравший везде - от биг-бэндов до "Популярной
механики" Сергея Курехина, и звезд местной рок-сцены.
Летом 1988 группа повторила успех на VI Ленинградском фестивале,
проехалась с концертами от Балтики до Тихого океана, а ленинградское
отделение фирмы "Мелодия" выпустило пластинку лучших песен
ДДТ "Я получил эту роль". Если конец 80-х ДДТ провели
в непрерывных гастрольных поездках и несколько раз выезжали за границу
(США, Франция, Япония, Венгрия, Польша, а позднее Израиль и Великобритания),
то начало 90-х они встретили в студии. С выходом альбома "Оттепель"
(1991) в жизни группы начался новый этап. ДДТ резко сократила число
концертов, предпочитая показывать тщательно подготовленные, связанные
общей концепцией и режиссурой программы ("Черный пес Петербург"
в 1992, "Это все…" в 1994, "От и до" летом 1995),
подтверждая свой статус регулярно выходящими альбомами ("Пластун",
"Актриса Весна", "Это все"). Одной из первых
ДДТ решила взять в свои руки контроль за изданием своей музыкальной
продукции, открыв собственную студию и лэйбл DDT Records. 27 мая
1993 года, в день рождения Санкт-Петербурга, ДДТ дала открытый концерт
на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120.000 человек.
Тем же летом группа приняла участие в рок-фестивале "Белые
Ночи Санкт-Петербурга" в Берлине, а осенью была удостоена престижной
музыкальной премии "Овация" (местный аналог Grammy) -
как Лучшая Рок-Группа Года, а сам Шевчук удостоился титула Лучший
Рок-певец Года.
В
январе 1995 Шевчук отправился с миротворческой миссией в район военных
действий в Чечне, где дал около пятидесяти концертов для российских
воинов. 25 июня 1995 года ДДТ дала грандиозный (и, вероятно, крупнейший
в истории отечественного рока) соло-концерт на стадионе "Петровский",
который посетило несколько тысяч человек. На сегодня ДДТ является
единственной в России группой, способной привлечь внимание столь
значительных аудиторий.
Хотя на первых порах музыка ДДТ тяготела к традициям 70-х (рок-н-ролл,
блюз, хард-рок), со временем мелодический язык Шевчука стал более
разнообразным: альбомы середины 80-х включали элементы новой волны,
позднее усилились интонации народной музыки, традиционного русского
мелоса, а альбомы начала 90-х демонстрируют массу отличных баллад
и поп-хитов, сделавших ДДТ одними из наиболее успешных и популярных
исполнителей российского рока.
ДДТ
и Ю. Шевчук снялись в фильмах "Я получил эту роль" (реж.
А.Мельниченко, 1983), "Рок" (реж. А. Учитель, 1987), "Игра
с неизвестным" (реж. П.Солдатенков, 1988) , "Лимита"
(реж. Е. Головня, 1989) и "Город" (реж. А. Бурцев) а сам
Шевчук сыграл главную роль в художественном фильме С. Сельянова
"Духов день" (1991).Музыка ДДТ звучит в следующих фильмах:
"Махно", реж. П.Солдатенков, "Публикация", реж.
В. Волков, "Русский транзит", реж. В. Барковский.
|